Очень часто на женско-мамских форумах я замечаю вопросы встревоженных мам: «Скажите, что должен уметь ребёнок в 3,5 месяца»? «Каковы нормы развития в год?», «Ребёнок в 7 месяцев не ползает — это нормально?» 

что должен уметь ребенок

Думаю, вы тоже сталкивались с подобной практикой: мамы, озабоченные развитием своего малыша, хотят убедиться, что оно соответствует всем нормам. При этом вопросы задаются даже не врачу, а таким же мамам, как и они сами. В итоге, сравнивая своего ребёнка с чужими, мама вместо того, чтобы успокоиться, может ещё больше разволноваться. Почему её Ванечка в свои 11 месяцев еще не ходит, в то время как чья-то Машенька пошла еще в 10,5 месяцев, а чей-то Артёмка так вообще в 8? И это при том, что достоверность ответов чужих мам, часто желающих прихвастнуть умениями собственного чада, очень относительна…

Меня удивляет даже не сам факт подобного беспокойства родителей. Оно, в общем-то, вполне естественно. Каждая мама желает постоянно убеждаться как минимум — в нормальности, и как максимум — в превосходстве своего ребёнка. Здесь и материнская тревога, и материнская же гордость. Ну как тут не спросить?!

Больше удивляет обилие теоретического материала на эту тему, которое можно найти на просторах интернета. Например, на вопрос «что должен уметь ребёнок в 8 месяцев» всезнающий Google ответит вам 945 тысячами (!) результатов. К примеру, сотни авторитетных сайтов повествуют о том, что дети к 8 месяцу должны уметь садиться, проговаривать простые слоги, хорошо ползать и т. п. Но мало где говорится о том, что в плане навыков ребёнок вообще никому и ничего не должен, по крайней мере до достижения сознательного возраста.

В этой статье я не буду делать обзоры, расписывать преимущества и недостатки, рассказывать о новинках. Я пишу с одной-единственной целью: навести читающих эту статью родителей на мысль, что не нужно подгонять ребёнка под какие-либо мерки. Не всё то золото, что блестит, и не всё правильно, что пишут в «умных» статьях в журналах и интернете. Очень важно уметь анализировать полученную информацию самостоятельно, опираясь на собственный жизненный опыт.

Ваш ребёнок, даже новорожденный — это уже личность. Он может родиться на 42 неделе. Может спать не по 20, а по 15 часов в сутки. Может начать ходить только в год и 3 месяца. Может вообще не захотеть ползать. Он имеет на это право! Это — особенности вашего малыша, которые всего лишь подчёркивают его индивидуальность. И за них вы должны ещё больше его любить, а не искать в его поведении скрытые симптомы тайных болезней!

Конечно, существуют нормы. Врачи любят измерять детей со всех сторон и пытаются приводить их «к общему знаменателю». Существенное отклонение от нормы в ту или иную сторону является поводом провести дополнительное обследование малыша, чтобы вовремя выявить болезнь. Но это касается в основном показателей здоровья ребёнка — от роста и веса до размеров его малой берцовой кости. А вот нежелание 1,5-годовалого малыша говорить что-либо, кроме слов «мама» и «папа», носит исключительно индивидуальный характер и никак не может рассматриваться в качестве показателя «нормальности» или «ненормальности». Возможно, это объясняется типом его темперамента: не все детки одинаково общительны, но все они развиваются в своём собственном темпе.

Мне всегда хочется сравнить науку о развитии ребёнка с русским языком, безусловно великим и безоговорочно могучим. В нём из каждого правила существуют десятки исключений. Так же и в вопросах развития: разброс показателей настолько велик, что он заставляет усомниться в правильности самих норм. Да и сами нормы — это порой не более чем попытка измерить «среднюю температуру по больнице».

«ПОЗВОЛЬТЕ РЕБЁНКУ ПРОСТО БЫТЬ САМИМ СОБОЙ»

Если вы, родители, видите, что ваш ребёнок здоров и весел — не паникуйте без повода. И, конечно, не стоит обращать внимание на «добрые» советы бабушек, свекровей и излишне любопытных посторонних тётенек. Даже если вызывает беспокойство факт, что у вашего 9-месячного ребёнка, например, ещё нет ни одного зубика, призовите на помощь свой материнский инстинкт и элементарную логику. Ни один ребёнок еще не пошёл в школу беззубым! А возникающие у молодых родителей закономерные вопросы (как же без них?) задавайте детскому врачу, желательно тому, которому вы доверяете.

Всё описанное выше касается и детей более старшего возраста. Если ваш ребенок освоил какой-то навык немного раньше сверстников — можете гордиться этим. Если же все друзья вашего малыша уже умеют читать, кататься на роликах или плавать, а ваше чадо — ещё нет, это может быть:

•  его личной особенностью (ребенок еще не готов к этому физически или психологически);

•  вашим упущением (не начали вовремя заниматься с ним);

•  ничего не значащим фактом (ну не научился он читать к 4 годам — научится к 6, зато уже прекрасно рисует).

Современные детские психологи рекомендуют родителям ни в коем случае не сравнивать своего ребёнка (в любом возрасте!) с другими детьми, особенно с его ровесниками, друзьями и одноклассниками. При неблагоприятных условиях это может даже привести к занижению самооценки ребёнка, то есть совершенно не нужной вам проблеме. Адекватный анализ уровня развития — это сравнение с самим собой, но в разных временных промежутках. Например, еще полгода назад ребенок с трудом мог выучить простенькое стихотворение, а уже сегодня он без труда пересказывает длинный текст. И дело тут именно в индивидуальности!

Так что поменьше обращайте внимание на достижения других детей. И не требуйте от своего малыша слишком многого — позвольте ему просто быть самим собой!

Наталья Короткова

Автор

Наталья Короткова

Опытная колумнистка ББ