Дома, без сомнения, наш ребенок занимает лидирующие позиции. Даже если права голоса ему никто не давал, все равно он его для себя добьется: в одних семьях чаще, в других семьях реже, но все мы идем на поводу детских желаний и требований. Дом есть дом, мама есть мама.

Песочница и детский сад — это те «общественные организации», где маленький человек впервые пытается что-то получить и чего-то добиться не на основании кровного родства, а собственными умениями, поведением и характером. Если дома ребенок с легкостью заставляет родителей плясать под его дудку, то это не значит, что такой же фокус ему удастся провернуть и с группой ровесников. Давайте разберемся, как помочь ребенку стать уверенным в себе в детском саду, воспитать в нем лидерство и другие качества, которые помогут ему в будущем.

Кто такой лидер в группе детей?

как помочь ребенку стать уверенным в себе

Будущих лидеров группы видно сразу. Такие дети более активны, они стремятся участвовать во всем: первыми вызываются накрывать на столы, первыми включаются в игру, первыми тянут руку на занятиях. «Ребята, какого цвета у нас зайчик?» — активист ответит быстрее всех, при этом ему не важно, правильный цвет он назовет или зеленый, главное — быть первым, главное — успеть назвать и быть услышанным.

Другой ребенок так громко о себе не заявляет, но при этом вокруг него всегда толпа единомышленников — он умеет придумать игру или занятие для себя, а остальные подключаются по ходу действия. Дети могут даже не понимать, что именно их привлекает в нем. Их просто будет к нему тянуть. Это уже потом выяснится, что с этим ребенком всегда интересно, весело и нескучно, что он умеет организовать игру, что он может показать нечто такое, чего другие не умеют или не знают.

При этом, как в первом случае, так и во втором, проявление лидерства может быть не только со знаком «плюс». С одной стороны, стремление ответить на каждый вопрос воспитателя — похвальное качество. С другой стороны, постоянные выкрикивания, перебивания остальных, когда другие дети просто не имеют возможности вставить слово, а часто даже услышать то, что сказал воспитатель — качество, мешающее образовательному процессу. Но это понимает воспитатель и мы с вами — родители. Дети же выделяют «выскочек» среди остальных одногруппников: малыши могут не вникать в суть — по делу тот отвечал или мешал остальным: «Оля у нас на занятиях лучшая!» Она всегда на все вопросы отвечает правильно? «Нет, она всегда отвечает быстрее всех».

Лидер в детском коллективе — это чаще всего не тот, кто умеет руководить (в младших и средних группах детского сада такое случается довольно-таки редко), а тот, кто заметнее остальных, тот, с кем общается большинство и кого дети зовут играть с собой чаще других.

Изначально достаточно сложно угадать, что может послужить причиной детского лидерства.

Один быстрее всех строится на зарядку, быстрее всех съедает обед, быстрее всех убирает за собой игрушки — хороший исполнитель, скажем мы, а в глазах других детей он самый быстрый, самый проворный, и воспитательница всегда им довольна — разве может наша любимая Анна Михална быть довольна плохим ребенком? Конечно, нет, решают для себя дети, и быстрый малыш приобретает в их глазах авторитет.

Второй ребенок аккуратнее всех лепит зверюшек из пластилина, ровнее всех приклеивает лепестки к бумажному цветку, выше всех прыгает, звонче всех поет, и вообще, на шпагат садиться умеет. Результат таланта и домашних занятий с родителями, а творческие люди, которые умеют нечто хоть немного лучше остальных, сразу привлекают к себе внимание.

Третий придумывает необычные игры, знает много сказок и историй, увлекается насекомыми. В младшем дошкольном возрасте дети тянутся к знаниям и ко всему новому. Такой малыш может стать для них кладезью полезной информации.

Умения и причины лидерства могут быть абсолютно разными, но дети тянутся и к тому, и к другому, и к третьему — каждый выбирает то, что ему близко, или то, чего лично ему не хватает. Это отмечают и воспитатели, говоря о том, что обычно в группе единого лидера нет. Дети разбиваются на микрогруппы. Иногда эти микрогруппы постоянны: мы с Тамарой ходим парой. Чаще же объединение происходит в зависимости от вида деятельности: на рисовании Саша тянется к Паше, а вот в машинки предпочитает играть с Андрюшей, потому что Паша помогает ему рисовать ровные кружочки, а Андрюша громче всех в группе умеет бибикать.

Главная задача родителей «лидера» — не дать перерасти его задаткам и талантам в завышенную самооценку или пренебрежительное отношение к людям. Таланты с годами могут терять свою актуальность, а сформированные в детстве черты характера часто остаются с человеком на всю жизнь.

Отрицательное лидерство

как помочь ребенку стать уверенным в себе

Если «положительные» лидеры — опора и поддержка воспитателей: им всегда можно поручить организовать игру, построить детей на прогулку или попросить помочь в каком-то деле (накрыть завтрак, разложить по столам краски и альбомы, доверить рассказ самого длинного стихотворения на утреннике), то «отрицательные» лидеры — дополнительная головная боль.

Следовать за такими лидерами дети могут из чувства страха — он сильнее, если я не отдам ему игрушку или не сделаю так, как он просит, то он меня ударит или толкнет.

У другого «плохиша» могут идти на поводу из-за того, что он предлагает такие игры, которых раньше дети не знали и, вследствие своей необычности, они кажутся им чрезвычайно привлекательными. Ну как тут устоять, если тебе предлагают покрасить красной краской дверь, пока воспитатель с нянечкой в тихий час пьют чай в соседней группе? Такого шанса может больше не представиться — поэтому скорее бежим и красим!

При этом «отрицательный» лидер может полностью отвечать за свои поступки и не бояться брать на себя ответственность за них — да, это я придумал, и что здесь такого? А может подбить всех на «гнилое» дело, после чего сделать ангельские глаза — я тут ни при чем, они сами все придумали.

В нашей семье часто вспоминают историю о том, как один из моих двоюродных братьев в далеком 83-м году организовал в младшей группе детского сада похороны. Все как полагается: двое третьего несут за руки-за ноги, впереди оркестр с музыкой, позади группа в шортах и сандалетах плачут-убиваются. И среди всего этого великолепия наш Сережа — гордый, радостный, довольный, маршрут к песочнице подсказывает, раскопкой будущей могилы руководит. Все бы ничего — поругали, попросили выбирать игры попозитивнее и забыли, если бы воспитательница не задала роковой вопрос: «Кого хороните, ребята?». «Брежнева!» — гордо ответил мой брат в том далеком 83-м. Целый вечер потом несчастная воспитательница изгоняла валерьянкой, а, может, и чем покрепче, призрак лагерей для политических заключенных. «Отрицательный» лидер в ее группе оказался опасным для ее личной свободы и неприкосновенности.

Задача родителей подобных организаторов — помочь своему ребенку направить бурную энергию в мирное русло. Если человек с детства имеет талант вести за собой толпу, то пусть ведет ее в правильном направлении.

«Свита»

Как помочь ребенку стать уверенным в себе в саду

В какой-то момент вокруг лидера начинает собираться группа единомышленников. Как говорилось выше, такая группа может быть либо постоянной, либо своей в каждом конкретном случае.

Благо, если такая «свита» образуется по положительному поводу — с Машей всегда весело играть, мы к ней. С Ваней интересно строить из конструктора здания — в этом деле он у нас центр круга. Иногда «свита» появляется временно — например, когда дети приносят различные популярные игрушки. Об этом мы писали в нашей статье «специальные детские штуки»

Но иногда Маша с Ваней начинают пользоваться своим авторитетом. «Не дружи с Наташей, не то больше не буду с тобой играть!» «Мне сегодня Женька не дал из своего автомата пострелять, не делитесь с ним сегодня игрушками. Никто!» И дети идут у них на поводу: конечно, между Машей и Наташей я выберу первую, с ней все хотят играть, и если она не будет со мной дружить, то и остальные не захотят.

Или другая ситуация. Среди мальчиков в детском саду бывает принято выбрать одну девочку и всей толпой ее обожать. Дальнейшее зависит от характера и поведения самой девочки. Либо она снисходительно смотрит на своих поклонников, не придавая их любви никакого значения. Либо выбирает кого-то одного, чаще двух, и «признается» им в ответных чувствах. Либо «примеряет» на себя корону королевы: меня все любят, я самая красивая. Подружкам-одногруппницам эта установка тоже быстро передается: «У нас Лена самая красивая, ее все мальчики любят, и поэтому все девочки хотят с ней дружить. И я хочу. А она со мной не дружит…»

Многим детям хочется быть рядом с лучшими. А лучшие, как мы уже говорили, для детей в детском саду чаще всего — это те, с кем дружит большинство.

Как научить ребенка не пасовать перед лидерами и не стремиться попасть в их «свиту»?

Как помочь ребенку стать уверенным в себе в саду

Некоторым малышам абсолютно безразлично распределение ролей в группе детского сада. Другие же остро реагируют на изменение настроений детей относительно себя. Особенно, если ребенок попадает в немилость к «самой красивой девочке» или «самому бойкому мальчику».

Что делать, если ребенок переживает по этому поводу? Наша задача — если и не исключить совсем, то попытаться сгладить эту зависимость ребенка от мнения лидеров и показать ему, что он ничуть не хуже их.

Прежде всего, он сам должен объяснить, почему ему так хочется, чтобы с ним дружили Лена и Оля или Миша с Колей. Вариантов ответа у ребенка дошкольного возраста может быть несколько.

«Лена у нас самая красивая»Красивая, в детском понимании, чаще всего означает, что у Лены яркие заколки, блестящие туфли и пышное платье. Пусть и ваша дочка побудет самой красивой, раз для нее это так важно. Самые яркие заколки стоят, как правило, совсем не дорого, а кудрявые хвосты завить не намного дольше, чем заплести обычную косичку — в новом образе девочка почувствует себя в саду принцессой, ничуть не хуже Лены.

«Миша у нас самый умный». Не ленитесь каждый день рассказывать своему ребенку что-то новое и интересное. Десять вечерних минут, проведенных вами в Гугле — и по дороге в детский сад ребенок станет носителем ценнейшей информации из жизни, к примеру, динозавров.

«Коля лучше всех рисует». Научите ребенка делать что-то необычное своими руками. Показательным для меня был день, когда мы с четырехлетней дочкой пришли после долгой болезни в детский сад. Все три недели, проведенные дома, она самостоятельно шила войлочного голубого слона, и ей очень хотелось показать его воспитательнице. Воспитательница справедливо восхитилась, восхищение услышали девочки, подбежали, окружили и стали просить моего ребенка показать, как именно она это делала. Дочка показала, рассказала, дала попробовать — благо детская пластмассовая иголка на тот момент еще болталась из недошитого хобота. Я же для себя тогда отметила, что дети не воспринимают подобные «демонстрации» как хвастовство — малышам пока настолько интересно все вокруг, что они готовы впитывать все новое и необычное и радостно слушать того, кто им это новое показывает. Если бы у моего ребенка в тот момент были проблемы с общением, то слон вполне бы мог стать ее звездным часом.

«С ней все хотят дружить»При таком варианте ответа прослеживается зависимость от общественного мнения и «толпы». Необходимо разобраться, не идет ли эта зависимость от того, что с мнением ребенка совершенно не считаются дома? Неуверенного в себе ребенка нужно чаще спрашивать о том, как думает и считает он сам: какой суп приготовим завтра на обед? Какую футболку ты хочешь сегодня надеть? Тебе нравится картина, которую вышила мама?

Когда ребенок поймет, что он сам может принимать какие-то простые решения и что его оценка маминого/папиного труда так же важна, как и оценка других членов семьи, он не будет бояться высказывать свое мнение и среди ровесников. И дружить будет с тем, с кем захочется ему, а не с тем, с кем дружат остальные.

***

По наблюдениям воспитателей, тянутся к лидерам, в основном, те дети, кому дома редко предоставляется свобода действий и самостоятельных, пусть пока и детских, решений. Дома за них все делают родители — кормят, одевают, выбирают игру, в которую будут играть, книгу, которую будут читать, убирают за ребенком игрушки и т.д. Детям из подобных семей такой же авторитет и подобная опора нужны и в детском саду.

Второй тип детей, нуждающихся в лидерах, — дети, которых дома редко хвалят, сомневаются в их способностях, возможностях и талантах. Оттого они подсознательно ищут одобрения и похвалы других значимых для них людей — в данном случае «авторитетных» одногруппников. «Если со мной дружит сама Маша, то, значит, я все же чего-то стою».

Спокойный, уверенный в себе и своих способностях ребенок чаще всего самодостаточен, ему не нужны рядом более сильные личности, которые будут что-то придумывать и делать за него или озарять его светом своей «славы».

Надеюсь, этот материал помог Вам понять, как помочь ребенку стать уверенным в себе в детском саду, воспитать в нем лидерство и другие положительные качества.

Наталья Короткова

Автор

Наталья Короткова

Опытная колумнистка ББ