Тайм-менеджмент молодой мамы
Тайм-менеджмент молодой мамы
Все беременные с нетерпением ждут декрета. Наконец-то удастся отвлечься от работы и заняться собой! Но редко кому удается полноценно отдохнуть в этом так называемом отпуске. Чтобы полностью посвятить себя заботам о новорожденном малыше, порой не хватает и 24 часов в сутках. А еще дом, который всё так же нуждается в чистоте. И муж, который по-прежнему требует внимания. Как же хочется найти хоть немножко времени на себя! Сделать маникюр, поболтать с подругой, почитать книгу или просто поваляться в своё удовольствие. И как же сложно это организовать!

Недавно я общалась со своей хорошей знакомой, назовем ее Оксаной. Ее малышу уже исполнилось 2 года, он славный и жизнерадостный мальчик. Чего не скажешь о самой маме. Часто я вижу ее уставшей, даже не столько от ухода за подросшим ребенком, сколько от безуспешного стремления всё успевать. Оксана была крайне удивлена, узнав, что во время декрета я находила время и на ребенка, и на отдых, и на занятие любимым делом. По ее словам, ребенок не дает ей и минуты покоя. И, надо полагать, она не одна такая.

«ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ БЫТЬ АКТИВНОЙ И ЖИЗНЕРАДОСТНОЙ МАМОЙ, НУЖНО ПРИЛОЖИТЬ К ЭТОМУ НЕКОТОРЫЕ УСИЛИЯ»

Отчего так происходит? Почему многие (даже многодетные) мамы находятся в состоянии гармонии с собой и своей семьей, а другие — безмерно устают от быта и не допускают даже мыслей о хобби? Наверное, всё дело в том, что мы с вами разные. Одна мама, улучив свободную минутку, начнет вязать своему малышу варежки, другая предпочтет сходить в спа, третья захочет покачать пресс. А четвертая, так и не придумав себе занятия, начнет жаловаться окружающим на скуку. Но большинство из них крутятся, как белка в мясорубке, и только мечтают вновь почувствовать себя хозяйкой своей судьбы.

Но одной мечты мало. Если вы хотите быть активной и жизнерадостной мамой, нужно приложить к этому некоторые усилия.

7 шагов к светлому будущему

Для того чтобы упорядочить по времени все многочисленные «мамские» дела, я предлагаю вам несколько простых, но эффективных подходов. С их помощью вполне можно организовать свое время так, чтобы успевать делать всё необходимое.

1.  Анализируем настоящее. Проговорите, а для наглядности лучше напишите, куда уходит ваше время. Что вы успеваете сделать за день? Что не успеваете? Оформите два списка в виде таблички, и вы увидите, от каких занятий можно отказаться в пользу более важных дел. В экономической теории есть очень интересный и показательный закон Парето, он еще называется «принцип 20/80». Существует масса точек приложения этого закона, в том числе и к нашей теме. Я бы выразила его следующим образом: за 20% времени можно успеть сделать 80% дел, в то время как остальные 20% дел мы растягиваем на 80% времени. Чтобы сделать это разделение более эффективным, нужно правильно расставить акценты. Определите для себя иерархию приоритетов, согласно которой вы будете распределять свое время.

2.  Ликвидируем хронофаги. Этим неприятным словом в теории классического тайм-менеджмента обозначаются дела, поглощающие наше драгоценное время. Подумайте, что является хронофагом для вас? Просмотр сериалов, бесконечное общение в соцсетях, пустые телефонные беседы или что-то иное? Также к этим жадным «пожирателям времени» можно отнести привычку откладывать всё «на потом», отсутствие приоритетов и самодисциплины, плохую организацию процесса и всеми любимую лень-матушку. Подумайте, что из этого вы можете изменить без угрозы для душевного равновесия, и начните прямо сейчас! В порядке эксперимента откажитесь от интернета, скажем, на 2 дня. Хотя бы просто для интереса. Вы будете приятно удивлены количеством освободившегося времени. Ведь его можно употребить с гораздо большей пользой!

3.  Организуем домашние работы более рационально. Возьмите на заметку принципы флай-леди (возможно, не все, но рациональное зерно в этой методике выделить можно). Постарайтесь регулярно поддерживать чистоту в доме. К примеру, пропылесосить квартиру можно в среднем за 10-20 минут (в зависимости от ее габаритов), помыть полы и вытереть пыль — когда малыш спит (утром или днем). А уделяя прочим моментам буквально 15 минут в день, вполне можно справиться с прочими заботами по хозяйству. Это реально, если подойти к организации быта с нужной стороны.

4.  Делегируем полномочия. Вы пытаетесь справиться со всей работой самостоятельно? А зря! Умело перекладывая часть своих забот на других членов семьи, можно освободить для отдыха некоторое количество времени. Деликатно, но настойчиво убедите мужа, что пройтись с пылесосом, развесить постиранное белье или вынести мусор — его необходимый вклад в семейное благополучие. Попросите маму или свекровь, пришедших в гости, занять малыша на полчаса, пока вы приготовите обед. Увлеките старшего ребенка игрой с малышом. Конечно, делегирование полномочий — это тоже большая работа, и начинать ее желательно еще до того, как вы вернетесь из роддома. Но лучше поздно, чем никогда!

5.  Приучаем ребенка к самостоятельности. Когда малыш начинает передвигаться самостоятельно, в жизни семьи многое меняется. При этом некоторые родители могут бегать за ребенком по всей квартире, ставя на его пути массу преград и запретов, только бы не допустить его проникновения «на запретную территорию». При более рациональном подходе мама изначально оборудует все комнаты в соответствии с правилами безопасности, чтобы самой спокойно заняться чем-нибудь полезным (или же приятным), периодически контролируя, как ее малыш исследует окружающий мир.
Приучать ребенка к самостоятельности следует постоянно и постепенно. Пусть следующим этапом станет обучение самостоятельной игре. Отдайте ему «на растерзание» вещи, которые он не сможет сломать или испортить. Это может быть старый телефонный аппарат, вышедшая из строя клавиатура или небьющиеся кухонные принадлежности. Занимайте ребенка соответственно возрасту — уже 1,5 летний малыш может попробовать себя в искусстве аппликации, лепки и даже живописи. Усадив его за кухонный стол, можно за это время успеть вымыть плиту или приготовить салатик.

Не старайтесь взять под контроль все действия своего крохи, требуя, чтобы он абсолютно всё делал по-вашему. У него уже есть свои желания и интересы. И чем свободнее чувствует себя ребенок, тем проще с ним будет родителям (как в плане времени, так и в плане воспитания). Я немного отклонюсь от темы тайм-менеджмента, но хочется отметить, что нет несамостоятельных от природы детей — есть родители, у которых стремление к опеке преобладает над стремлением дать ребенку шанс расти самостоятельным. И чаще всего это идёт в ущерб самой маме, которая вынуждена заниматься не тем, чем хочется, а тем, что, по ее мнению, надо. А надо ли?..

6.  Избавляемся от перфекционизма. Многие женщины устают не столько от ведения домашнего хозяйства и забот о детях, сколько от желания сделать всё и сразу. В моей жизни тоже был период, когда целыми днями я работала, как электровеник, а к вечеру падала с ног от усталости. Но со временем пришло понимание, что страдает от такого фанатизма, прежде всего, моя семья (ради которой всё, собственно, и затевалось). А ведь, оказывается, убирать можно не круглосуточно. И даже не каждый день. Готовить — на два или три дня. Гладить — раз в пятилетку. Протирание пыли и зеркал — поручить ребенку. Иногда можно даже устроить «ленивый» день, делая только самое необходимое. А на следующее утро — снова в бой, но уже с утроенной энергией!

7.  Составляем план. Не обязательно записывать все дела, вплоть до чистки зубов, или ходить везде с секундомером. План нужен лишь для того, чтобы оценить реальность ваших желаний и разграничить по времени планируемые действия. Кому-то будет достаточно составить такую программу мысленно, а другим проще работать с органайзером. Для начала попробуйте спланировать один день, но с учетом описанных выше идей, которые пришлись вам по душе. И пусть в вашем «завтра» найдется место занятиям спортом, увлечениям, заботе о своей внешности и, конечно, заслуженному отдыху.

И не забудьте воплотить этот план в жизнь!

Наталья Короткова

Автор

Наталья Короткова

Опытная колумнистка ББ